Учитель…

                                                        Господа, пожалуйста, купите зонтик!

                                                            Красный, золотистый, разноцветный.

                                                           В разную погоду  пригодиться может,

  Вас от солнца уберечь,  и от дождя  и  ветра…

                                                     Детская песенка.

Предисловие.

Вновь и вновь я перелистываю книгу, которую подарила детям на память о начальной школе их первая учительница. В книге наряду со своими душевными, вселяющими веру в себя, напутствиями каждому ребёнку,  она собрала  сочинения и наших детей на самые разные, важные для осознания своего места в мире темы. Это и рассказы детей – «Я – частичка вселенной», — где кто-то стал деревцем – берёзкой, кто-то — волной в океане, кто-то – птичкой, муравьём, подснежником… .  Дети чувствовали и говорили голосами Природы. Это и «Письмо последнему ветерану ВОВ», письмо «человеку, который болен», — где дети учились выражать чувства благодарности, сострадания и участия.  На страницах книги мы открываем для себя  страхи, душевную боль, добрые, нежные чувства, радости и разные качества характера наших детей, рассказанные ими самими. По-моему, прекрасно, что учитель нашла возможность собрать детские работы за все 4 года начальной школы, систематизировать их, издать и показать нам, родителям, потаённые уголки детских душ.  Удивительные чувства испытываешь, когда читаешь рассуждения детей: «Три совета отцу», и  «Мама, пожалуйста…», — высказанные каждым из 25 человек в адрес своих родителей (анонимно). Ты не можешь найти записку, адресованную тебе,  и, каждую примеряешь на себя. И эти «кричалки»  каждого ребёнка  проникают в самое сердце.

Эту книжку прочитали все наши знакомые, и никто не остался равнодушен. Все говорят: «Ах, какая замечательная у вас учительница, как вам повезло!». И я согласна, что учительница у нас и правда, замечательная.

Собственно статья.

Все мы знаем, что  труд учителя кропотлив и результаты бывает, проявляются лишь через годы. Раньше к труду учителей люди относились с особым трепетом и уважением. В последнее время часто и личность педагога, и его профессиональные достижения рассматривается как товар. И вот, родители выбирают своему отпрыску няню, воспитательницу, тренера, учителя, при этом публично (при детях в том числе) обсуждают кажущиеся им достоинства и ограничения педагога, слова учителя, его поступки.  

Я много раз наблюдала самые разные ситуации выбора, смены учителей, школ и хочу поделиться своими размышлениями и опытом.

Для начала определимся, какой результат от процесса воспитания и образования ребёнка нам хочется получить. Я не ошибусь, если предположу, что все родители хотели бы видеть своих детей счастливыми.  Конечно, каждый человек наполняет это слово – «счастье», — собственным смыслом. Однако здесь есть и закономерности. Как бы ни складывалась жизнь человека, чем выше уровень эволюции сознания, тем более счастливым, он себя чувствует. Так, автор книги «Квантовая психология» А. Уилсон так определяет суть  этапов эволюции сознания:

1.   Биовыживательный контур (включается на уровне рефлексов). 2.   Эмоционально – территориальный (человек эмоциональный). 3.   Время связывающий контур (человек рациональный). 4.   Морально – социополовой контур (человек страдающий). 5.   Холестический нервосоматический контур (земной мудрец). 6.   Метапрограммирующий контур (человек разумный). 7.   Нейрогенетический контур (человек космический). 8.   Нейроквантовый контур (человек целостный).

Прошу прощения у читателей за использование специфической терминологии, но мне кажется, что  эта короткая справка для любого родителя наполнена глубоким смыслом.  Здесь очень легко увидеть, что начиная с  пятого контура, человек  перестаёт быть зависимым от обстоятельств жизни и чаще пребывает в гармоничных состояниях сознания. Возможно, кто-то удивится, но исследования современной психологии и парапсихологии говорят о том, что  пятому контуру соответствует сознание 20% человечества, по следующим трём распределяется сознание ещё 10% человечества, тогда как второму, третьему и четвёртому контуру соответствует уровень сознания 70% человечества. Надо сказать, что жизнь в рамках третьего и четвёртого контура складывается наиболее драматично. Те же исследования говорят о том, что облегчить страдания и преодолеть напряжение жизни, когда все привычные опоры разваливаются и кажется, что мир вот-вот ускользнёт из-под ног, и ты окажешься в тоннеле безумия, помогают присутствие в твоей жизни Учителя и Доверие Богу. Действительно, Учитель может помочь разобраться в проблемах, понять и решить задачи, а вера придаст силы идти вперёд. Я предлагаю рассмотреть эту информацию широко, не ограничивая её дискретным пониманием.  Бытует суждение о том, что, мол, Учителя ещё надо найти. А воспитатель, тренер, школьный учитель – это так, педагоги. На мой взгляд, именно здесь спрятана «ловушка» — поверхностное отношение к жизни и корень деструктивных утверждений о том, что Кто-то виноват в твоих проблемах, что ты Ангел, только почему-то этого никто не замечает, что всё изменится, если придёт удача, или что-то случится само и т.д. Много книг написано на эту тему. Я хочу добавить лишь то, что ребёнку можно помочь с детства видеть, понимать и принимать уроки Жизни и воспринимать именно с этой позиции любые формы  обучения.

        Своим отношением к Жизни, к Учителям, к Высшему мы закладываем детям модель их будущего. Познавательный интерес к миру – это лишь элемент успешности. Другим элементом успешности человека является способность удивляться, благоговеть, трепетно относиться к получаемым знаниям; способность затаив дыхание слушать и размышлять над словами учителя, находить в них глубинный смысл, зерно истины; способность отказаться от критицизма высказываний.  Важно научить ребёнка использовать критичность собственного мышления как способность глубинного понимания сути вещей. Но вот вопрос: как же научится этому ребёнок? Ответьте на вопросы и подсчитайте ответы «Да»:

1.    Вы знакомы с принципиальной позицией вашего учителя по вопросам образования? 2.    Вы знаете и поддерживаете воспитательную тактику педагога по отношению к вашему ребёнку? 3.    Часто ли возникают ситуации, которые вызывают у вас непонимание? 4.    Обсуждаете ли вы дома или со своими знакомыми то, что вас не устраивает в работе или личности педагога? 5.    Посещаете ли Вы родительские собрания? 6.    Вникаете ли в текущие дела группы, класса? 7.    Вы следите за участием в конкурсах своего ребёнка? 8.    Без задержек, со словами уважения к педагогам и руководителям образовательного учреждения выплачиваете все требуемые денежные средства? 9.    Вы принимаете участие в семейных конкурсах? 10.               Вы участвуете в организации или проведении школьных праздников, внеклассных мероприятий? 11.               Вы помогаете ребёнку преодолевать сомнения в правоте и объективности учителя? 12.               Вы учите своего ребёнка переосмысливать обиды на педагога, ценить его поступки и видеть в них скрытый пока от ученика смысл? 13.               Вы когда-нибудь предлагаете помощь педагогу в каких-то мелких, но необходимых делах (украшение класса (группы) перед праздником или уборка после него; изготовление материалов для стендов; ремонт пособий, что-то другое).
      Мы, родители ведём своего ребёнка по жизни. Именно от нас зависит, что возьмёт ребёнок во взрослую жизнь — поверхностность и упрощённость восприятия проблем, ситуаций и недоверие к учителю, или умение понять требования педагога, осмыслить себя среди людей, ощутить глубокие процессы целостной пульсации мира и собственной жизни как его неотъемлемой части.

Заключение

На мой взгляд, человек приходит в этот мир для того, чтобы его сознание эволюционировало. Жизнь не стоит на месте. То, что не эволюционирует – неизбежно деградирует. Если мы стремились стать родителями, имеем детей, то надо понимать, что мы несём ответственность за то, чтобы включить их в процесс эволюции сознания. Любая учёба может быть направлена нами  на развитие ребёнка. В этом случае мы даём ему реальную возможность для самореализации, самораскрытия во взрослой жизни. Как выражается М.Норбеков, мы станем «луком» для своих детей, который способен запустить наши «стрелы» на более высокий уровень эволюции сознания.

Учёба так же может быть направлена и на банальное получение образования. В этом случае ребёнок долгое время будет барахтаться в океане житейских проблем и избытка собственных эмоций.

Безусловно, высокие социальные, творческие достижения возможны в любом варианте взрослой жизни. Но в начале статьи мы определились, что хотим своим детям счастья

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *