«Иметь своё мнение».

Для формирующейся личности ребёнка бывает очень важно обсудить значимые вопросы межличностного общения, отношения к чему-то (кому-то). Полученная информация легко накладывается на его опыт и формирует положительные стереотипы поведения. Если же конфликт назрел, общение с людьми напрягает, гораздо труднее растопить лёд непонимания и помочь ребёнку осознать свои заблуждения, ошибки, рассеять обиды.


Ещё весной дочка привела к нам свою школьную знакомую, которая ушла из дома. Девочка бродила уже далеко от дома и думала, куда – бы ей убежать. Она ушла потому что к её мнению, по её словам, дома никто не прислушивается; она не чувствует себя человеком, должна только выполнять чужие приказы. Мы разговаривали с ней, выясняли проблему, обсуждали, так ли это на самом деле, как с этим можно жить, можно ли изменить свой взгляд на ситуацию. Девочка решила не убегать из дома и вернуться к семье.

Прошло некоторое время, и моя дочка снова вернулась к теме значимости чьего-то мнения. Она с жаром доказывала, что вот девочка во дворе не права, а она – права и дружить, поэтому, они ни за что не будут.

В таких ситуациях, прежде чем открыть рот, нужно подумать, а что, собственно вы хотите (здесь можно поддержать ребёнка, проучить, показать, что всё это незрелое детство и т.д., или заложить ещё один камушек в фундамент ваших прочных, тёплых взаимоотношений). Скажу сразу, для меня важен последний вариант и поэтому, разворачиваем тему в нужном направлении. Рассуждаем:

У каждого человека есть своё мнение. Среди знакомых тебе людей есть такие (1 группа), которые безусловно принимают и любят тебя вместе с твоими мнениями. Им на самом деле не очень важно разделять твоё мнение, значимо для них – дарить тебе свою любовь. Они учитывают твои мнения в бытовых ситуациях и тебе с ними очень легко жить. Это – твои мама, а может быть и папа, бабушка. (Здесь мы ещё и слегка программируем ребёнка на то, что наша любовь к нему абсолютна! Любому человеку важно не только чувствовать, что его любят, но и слышать вербальные подтверждения этому.) Возможно, есть ещё кто-то, но ты об этом подумай сама. Среди твоих знакомых найдутся и такие люди (2 группа), которые не принимают некоторые твои мнения, суждения, поступки. Но в целом ты им нравишься, и в отношениях с тобой они опираются на то, с чем они согласны. Дружба и конструктивное общение для них большая ценность, чем ваши непохожие мнения. Таких людей ищи среди учителей, с которыми ты занимаешься, друзей, родных. Есть также и люди (3 группа), для которых своё мнение очень значимо. Оно для них важнее дружбы, здравого смысла. Они совершенно не готовы рассматривать варианты и ради своего мнения готовы пожертвовать дружбой, общением с интересными людьми. Можно предположить, что мир им видится чёрно-белым, а не цветным. С такими людьми очень трудно и дружить, и даже просто общаться.

В этом рассуждении ребёнок живо участвует. Находит среди знакомых таких людей, как первая группа, вторая и третья, приводит пример мнений и суждений, которые разделяют и не разделяют её друзья, проч..

В заключении я поинтересовалась у дочки, каким другом считает она себя по отношению к «девочке во дворе»? Точно ли она знает, что «девочка во дворе» относится к третьей группе людей, или можно ещё пообщаться, понаблюдать за ней, за собой, за событиями. Дочка немножко смутилась. Она задумалась – кто же она в этой жизни, какой она друг. Что, например, она может принять в другом человеке или общаться, не обращая внимания на какие-то «недостатки» товарища.

Лето дарит свои уроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *