Подготовка детей к школе. Развитие ребёнка.

Подготовка детей к школе включает в себя разные факторы. В прошлых статьях мы об этом уже говорили. Как узнать о готовности ребёнка к школе и самостоятельно позаниматься с ним вы прочтёте в этой статье

Практические советы и задания  помогут Вам самостоятельно сориентироваться в уровне развития способностей Вашего ребёнка. Но главное — Вы поймете, какие игры и упражнения развивают школьные способности и сможете воспользоваться любой бытовой ситуацией с целью совершенствования их у Вашего будущего первоклассника. В этой статье мы поговорим о  психических процессах — помощниках в усвоении школьной программы. Представьте, что два человека одинаково хорошо умеют рисовать, да только у одного — три карандашика, а у другого — целый набор цветных карандашей! Чья картинка окажется красочнее? Так вот, развитые психические процессы — это карандаши. И в наших силах вооружить ребёнка всеми возможными «цветами»!

Восприятие ребёнка

Прежде, чем проверять память, внимание, мышление, надо убедиться, что ребёнок воспринимает мир нормально. Врач-педиатр и любой педагог знают эти простые пробы для проверки системы восприятия.Вы можете спросить при случае или во время предшкольных обследований. В любом случае, понаблюдайте за ребёнком: хорошо ли он слышит вас, других людей; не переспрашивает ли во время общения, понимает ли речь, когда не смотрит на вас. Зрение проверяет офтальмолог. Конечно,есть и другие системы восприятия мира, но зрение и слух — ведущие для школы, на основе которых и подаётся материал. Когда вы убедитесь, что с восприятием всё хорошо, можно идти дальше.
Не думайте, однако, что эти способности не нужно проверять. Очень часто в первом классе проявляются дефекты, которые раньше никому не бросались в глаза. У детей при школьных нагрузках может усилиться косоглазие, например, тогда как раньше оно было в скрытой форме. Бывает, что ребёнок плохо воспринимает речь учителя, недослышит и поэтому снижается успеваемость. В любом случае, общаясь с ребёнком, тренируйте его слышать чужие голоса, понимать незнакомые фразы, укрепляйте мышцы глаз простыми упражнениями.

  Память. Тренировка

Память лежит в основе школьных способностей. И это закономерно. Память – это не простая способность психики. На самом деле память тесно связана с органами восприятия мира. То, что человек может запомнить, воспринимая органом зрения – называется «Зрительная память», то, что запомнится при восприятии с помощью ушей (органа слуха) – «Слуховая память»; на ощупь – «Кинестетическая память».

Мы перечислили основные виды памяти, которые могут одинаково ярко расширять у ребёнка представления об окружающем мире. Однако часто ребёнок львиную долю информации воспринимает лишь одной из систем восприятия. Это обстоятельство – одна из причин психоэмоциональных перегрузок.
Представьте себе, что Вы любите собирать цветы руками, и вдруг, в один прекрасный день Вас принуждают собирать их … зубами, например. Много Вы соберете?

Проверьте, как развиты у Вашего ребёнка все виды памяти.

  • Проверим зрительную память:

    Благодаря этому виду памяти ребёнок усваивает то, что увидел. Через зрение воспринимается до 90% информации, именно поэтому важно развивать зрительную память.

Предложите ребёнку рассмотреть картинку с рыбками. Дайте задание – запомнить всё как можно подробнее. Время на запоминание – 1 минута. Потом спрашивайте его:

— Сколько на картинке рыбок одинаковой окраски?

— Что кроме рыб ты заметил на картинке?

— Сколько морских звёзд?

— Какого цвета морские звёзды?

 — Перечисли, какие цвета встречаются на картинке?

— Где расположена оранжевая звезда? Где — розовая рыбка с чёрными пятнышками?

— Сколько всего рыбок? и т.д.

Внимательно слушайте ответы ребёнка. Если на все перечисленные (и другие) вопросы ребёнок отвечает правильно, очень хорошо! Если затрудняется — тренируйте зрительную память, это можно делать и без картинок (с предметами, видом из окна, содержанием мультфильмов и проч.).

           Сегодня сделайте это упражнение с ребёнком, а завтра проверьте  уровень развития слуховой и кинестетической памяти ребёнка. Задания просты — надо только уделить своему будущему первокласснику немного внимания!

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: все результаты, которые вы получаете — относительны! Их можно использовать как отправную точку в занятиях, чтобы можно было определить ещё одну важную способность — обучаемость (как быстро развивается ваш ребёнок).  Но на них нельзя ориентировать специалистов или, например, самостоятельно вести речь об уровне развития дошкольника.

 

Как проверять и развивать другие виды памяти смотрите здесь

Стать другом - просто!

Written by 

Семейный и детский практический психолог, сказкотерапевт, мастер энергетических практик, мастер биолокации,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *