А знаете ли вы, что мальчики и девочки рождаются именно мальчиками и девочками, и мы с вами должны учитывать это в процессе их воспитания и развития! Надо отметить, что при воспитании важно уделять внимание не столько полоролевому аспекту, а именно социальному аспекту пола маленького человечка — всему комплексу его биологических, психологических и социальных особенностей восприятия мира и проявления себя в нем.
В раннем и дошкольном возрасте у детей крепнет понимание, что они — именно — или мальчики, или девочки. Это понять детям очень важно, так как всерьез этого обстоятельства не в силах кто-либо изменить ни в связи с обстоятельствами жизни, ни в каких-то конкретных ситуациях. Если случилось так, что ребенок не смог осознать, что он — именно тот, кто он есть, то эта ситуация приводит к серьезным психическим расстройствам.
Дети не задумываются над тем, кто они такие. Им не приходится ставить перед собой вопрос: — «мальчик я или девочка?» В процессе общения с родителями и окружающими понимание этого факта приходит само собой, так сказать, естественным образом. Они просто копируют поведение взрослых соответствующего пола. И вот тут — то и возникает проблема: маму, бабушку, воспитательницу видят все дети — и девочки и мальчики. А вот поведение мужчин видят и понимают далеко не все дети. Ведь даже если семья полная (а такое счастье дано меньше чем половине детей в развитых странах) — папа чаще всего на работе, и с мальчиком общаются женщины. Таким образом, у мальчиков возникают поведенческие нарушения. Здесь проблема усматривается еще и в том, что мальчики с интересом исследуют мир, их игры опасны, часто не удобны для взрослых. К слову сказать, недавно я видела бо-ольшой плакат на улице: «Хорошего мужчину может воспитать только хороший отец! Все старания школы и общественности будут напрасны!». Я согласна с этим на все 100%.
Сам ребенок не понимает проблемы. Зато в среде сверстников он чувствует себя «чужим среди своих», ведь мальчиков, с поведенческими нарушениями не принимают в свой круг другие мальчишки, а с удовольствием принимают девочки. Равно как и девочек с мужским складом характера с радостью принимают в игру мальчики и отвергают девочки! Такие проблемы важно видеть и уделять внимание их коррекции. В дальнейшем же очень важно воспитывать у разнополых детей способность договариваться между собой. Важно так же научить их ценить возможность проявлять весь спектр своих особенностей и получать удовольствие от проявления как женских так и мужских качеств личности.
Как же можно понять, что у ребенка не сформированы эксклюзивные черты мужской/женской идентичности? Ученые установили, что об этом свидетельствует несколько регулярно проявляемых признаков, связанных с поведением ребенка (как весь набор признаков, так и сочетание отдельно взятых признаков):
- предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;
- стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;
- активно выраженное желание изменить свои пол и имя;
- рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;
- стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др.
Какими же конкретно способами можно решать проблему воспитания мальчиков и девочек?
Игрушки :
игрушки должны быть разнополыми (сами по себе) и нужна подборка игр в соответствии с интересами именно мальчиков (опыты, инструменты, которыми можно действовать и получать результат и проч.)
Отношения
Мальчики должны иметь возможность играть с мальчиками (однополые). В их играх важные качества — признание ума, организованность, достижение положительного результата, способность отстоять свое мнение, защитить себя.
Девочкам важна внешность, эмоциональная отзывчивость.
В дошкольном возрасте важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, учить их взаимодействовать между собой.
Девочки |
Мальчики |
превосходят мальчиков в вербальных способностях (умеют рассказать, красиво описать, сообщить подробности ситуации или образа) |
сильнее девочек в визуально-пространственных способностях (ориентируются во времени и пространстве, всегда найдут выход в мало знакомой местности, решат математическую или логическую задачу). |
Девочки дошкольного возраста «социальнее», более внушаемы |
Мальчики более агрессивны, их поведение спонтанно |
Лучше справляются с простыми, рутинными задачами |
мальчики способны решать более сложные познавательные задачи – их и надо им задавать |
На девочек больше влияет наследственность |
На мальчиков больше влияет среда |
У девочек больше развито слуховое восприятие. (обучаются хорошо, если им рассказываешь) | У мальчиков больше развито зрительное восприятие(обучаются хорошо, если им показываешь). |
Вот и подумайте сами — какими приемами вы сами пользуетесь, воспитывая своего мальчика или девочку. Ведь очень часто взрослые не обращают внимание на социальные и психологические особенности мальчиков/девочек, а действуют так, как им удобно и все. Прочитав эту статью, вы можете проанализировать свое поведение и если что-то не понятно — спрашивайте, узнавайте. Ваши мальчики хотят стать настоящими мужчинами, а девочки — настоящими женщинами. Поможем им в этом. Все совсем не сложно!