Как формируется характер ребенка

«Ой, ой! Мой ребенок не делится ни с кем своими игрушками! Он жадничает, обижает других детей, отбирает у них игрушки!!!» Мамы очень эмоциональны! Они хотят, чтобы их дети поступали правильно, в соответствии с представлениями о вежливости, нравственности и т.д. .  А как иначе,  ведь взрослые — то по отношению к другим людям  поступают правильно: не дерутся, не отбирают ничего! Вы с этим согласны? А я вот нет!
Дети играют своими игрушками. Но с позиции детей игры — их жизнь.  Игрушки это то, что у них есть. С игрушками в их жизни есть  интерес, развитие, сама возможность действовать, получать удовольствие и прочее и прочее.

Игрушки в жизни взрослых — работа, любовь, дети, карьера, деньги, внешность, друзья и все остальное. Понятна ли наша жизнь детям? Им она кажется бессмысленной или далекой — не реальной. Дети не могут понять наших проблем. Ведь до наших игрушек они не доросли. Да и детские игрушки для нас, взрослых, очевидно придуманные и не слишком важные и нужные вещи.  С точки зрения взрослых все игрушки взаимозаменяемы и нет такой игрушки из-за потери или поломки которой мы бы хоть сколько-то долго горевали или расстраивались. Разве не так?  Согласитесь,  детям это трудно объяснить.
Я читала  размышления пожилого человека — как он хотел бы общаться со своими детьми, что бы готов был говорить и прощать им для того, чтобы они стали счастливыми людьми. Он так огорчался, что не может свой опыт  на словах передать своему сыну.  На самом деле: мы учим детей правилам поведения ситуативно, не воспринимая проблем детского возраста с позиций глобального формирования их характера.

Вспомните, как мы воспринимаем в своей жизни победы и поражения, опасения, невозможность высказать свои чувства, измены и отказы, собственные промахи и не исполненные желания? Многие из нас расстраиваются и страдают, наживают себе разные болячки и мысленно соглашаются с тем, что «В МОЛОДОСТИ МЫ ЖИВЕМ , ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ , А В ЗРЕЛОСТИ МЫ ЛЮБИМ , ЧТОБЫ ЖИТЬ!». И лишь со временем приходит к нам осознание, что львиная доля того, что мы делаем, имеем, желаем — и есть игрушки, только игрушки нашей, взрослой жизни, которые дает нам сам  Бог. Если Вы, дорогой читатель, поняли и прочувствовали уже  сейчас эту мудрость жизни, все остальное послужит Вам лишь легкими подсказками. Благодаря осознанию этой истины, происходит децентрация человека, он перестает «сгорать» в скоротечности своих переживаний  и ему становится понятно, что — это правильно — не  так серьезно воспринимать все происходящее в жизни. Можно от души просто жить и максимально раскрывать свои таланты и способности БЛАГОДАРЯ каждой жизненной ситуации, воспринимая каждую — как Знак Вселенной а не как что-то плохое или хорошее. Что можем обрести мы вместе со способностью воспринимать жизнь как игру и участвовать в ней не из последних сил, а в свое удовольствие?

  • можно научиться отказываться от своих желаний и видеть мир шире, чем подсказывают привычки (ведь желания — это стереотипы, полученные нами в детстве или по наследству — кому как повезет);
  • можно наслаждаться жизнью даже если чего-то желанного не произошло или даже долго не происходит (главное ведь не события, а процесс);
  • можно научиться  с удовольствием уступать — Силе, Другу, Случайности, Обстоятельствам, Стихии…(ведь это как контрольные работы — затянула тебя игра и сделала пешкой или ты в полной мере владеешь ситуацией и можешь выйти из игры — тебе не трудно)
  • можно отказываться от обид, зависти, осуждения и других человеческих искушений и заблуждений, принимая все обстоятельства жизни с миром (жить со смирением — одно из фундаментальных душевных качеств человека любого вероисповедания)
  • можно научиться прислушиваться к тихому голосу своего Сердца, творить  и наслаждаться совершенствами этого мира! (если отпустить то, что кажется важным, открываются на самом деле удивительные, безграничные возможности, о которых раньше и не подозревал)

Представьте себе, что в детстве у человека закладываются все эти способности. Ведь научив ребенка этим простым премудростям мы поможем ему на самом деле более счастливым человеком вступить в свою взрослую жизнь. Чувствовать себя  здоровым  долгие годы и долгие годы именно ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ!!!

Считаю, что поэтому надо внимательно относиться к формированию характера и через воспитание отношения к игрушкам и взаимодействию с ними и окружающим миром показывать ребенку МУДРОСТЬ И СОВЕРШЕНСТВО ЖИЗНИ.

Так, если ребенок плачет из-за того, что у него отобрали игрушку — что бы Вы ни сделали, покажите ему, что эта ситуация для Вас важна, что Вы его друг, но потом — обязательно  напомните, разберите, что оказывается, это было не так уж и важно, что он молодец, что дружит с бывшим обидчиком и что другие игрушки теперь интересны а та по

которой он плакал —  не важна. Напоминайте ему об этом опыте в других жизненных ситуациях, (когда он расстраивается, что Вы что-то не купили, когда испорчена или потеряна важная для него вещь и вы не можете ничего изменить) — чтобы он научился распространять его и на другие обстоятельства своей жизни.

 

Если Ваш ребенок кулаками отбил себе право играть какой-то замечательной вещью — не нужно его за это упрекать и говорить, что это нельзя. Если человек умеет в жизни настоять на своем — разве это плохо? Можно просто помочь ему увидеть другую правду, другую сторону медали. Хорошо, если он поймет что кому-то тоже ОЧЕНЬ хотелось поиграть этой вещью, но тот  человечек смог пережить, что ему она не досталась. Скоро появится возможность воспользоваться своим наблюдением на практике: и ТОГДА надо вспомнить, что кто-то смог освободиться от своего желания и был молодец и теперь сможет пережить  такую ситуацию и Ваш ребенок и это хорошо, он молодец  тоже.

 

Думаю, что стало понятно — с детьми надо делиться своим жизненным опытом, учить ощущать радость не «потому что», а «просто так». Не нужно стараться поскорее решить детские проблемы, лучше увидеть в них ребус, разгадав который Вы вместе сделаете еще один шаг на Пути, ради которого пришли в этот мир.

Автор: Виолетта Владимировна

Семейный и детский практический психолог, сказкотерапевт, мастер энергетических практик, мастер биолокации,

1 Комментарий

  1. Очень познавательная статья. Спасибо. Но вот ещё вопрос. А если ребенок в гостях раскидывает все, что можно раскидать, старается поломать чужие игрушки? это значит, что ребенку не хватает внимания или ревность или…?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *