«Ой, ой! Мой ребенок не делится ни с кем своими игрушками! Он жадничает, обижает других детей, отбирает у них игрушки!!!» Мамы очень эмоциональны! Они хотят, чтобы их дети поступали правильно, в соответствии с представлениями о вежливости, нравственности и т.д. . А как иначе, ведь взрослые — то по отношению к другим людям поступают правильно: не дерутся, не отбирают ничего! Вы с этим согласны? А я вот нет!
Дети играют своими игрушками. Но с позиции детей игры — их жизнь. Игрушки это то, что у них есть. С игрушками в их жизни есть интерес, развитие, сама возможность действовать, получать удовольствие и прочее и прочее.
Игрушки в жизни взрослых — работа, любовь, дети, карьера, деньги, внешность, друзья и все остальное. Понятна ли наша жизнь детям? Им она кажется бессмысленной или далекой — не реальной. Дети не могут понять наших проблем. Ведь до наших игрушек они не доросли. Да и детские игрушки для нас, взрослых, очевидно придуманные и не слишком важные и нужные вещи. С точки зрения взрослых все игрушки взаимозаменяемы и нет такой игрушки из-за потери или поломки которой мы бы хоть сколько-то долго горевали или расстраивались. Разве не так? Согласитесь, детям это трудно объяснить.
Я читала размышления пожилого человека — как он хотел бы общаться со своими детьми, что бы готов был говорить и прощать им для того, чтобы они стали счастливыми людьми. Он так огорчался, что не может свой опыт на словах передать своему сыну. На самом деле: мы учим детей правилам поведения ситуативно, не воспринимая проблем детского возраста с позиций глобального формирования их характера.
Вспомните, как мы воспринимаем в своей жизни победы и поражения, опасения, невозможность высказать свои чувства, измены и отказы, собственные промахи и не исполненные желания? Многие из нас расстраиваются и страдают, наживают себе разные болячки и мысленно соглашаются с тем, что «В МОЛОДОСТИ МЫ ЖИВЕМ , ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ , А В ЗРЕЛОСТИ МЫ ЛЮБИМ , ЧТОБЫ ЖИТЬ!». И лишь со временем приходит к нам осознание, что львиная доля того, что мы делаем, имеем, желаем — и есть игрушки, только игрушки нашей, взрослой жизни, которые дает нам сам Бог. Если Вы, дорогой читатель, поняли и прочувствовали уже сейчас эту мудрость жизни, все остальное послужит Вам лишь легкими подсказками. Благодаря осознанию этой истины, происходит децентрация человека, он перестает «сгорать» в скоротечности своих переживаний и ему становится понятно, что — это правильно — не так серьезно воспринимать все происходящее в жизни. Можно от души просто жить и максимально раскрывать свои таланты и способности БЛАГОДАРЯ каждой жизненной ситуации, воспринимая каждую — как Знак Вселенной а не как что-то плохое или хорошее. Что можем обрести мы вместе со способностью воспринимать жизнь как игру и участвовать в ней не из последних сил, а в свое удовольствие?
- можно научиться отказываться от своих желаний и видеть мир шире, чем подсказывают привычки (ведь желания — это стереотипы, полученные нами в детстве или по наследству — кому как повезет);
- можно наслаждаться жизнью даже если чего-то желанного не произошло или даже долго не происходит (главное ведь не события, а процесс);
- можно научиться с удовольствием уступать — Силе, Другу, Случайности, Обстоятельствам, Стихии…(ведь это как контрольные работы — затянула тебя игра и сделала пешкой или ты в полной мере владеешь ситуацией и можешь выйти из игры — тебе не трудно)
- можно отказываться от обид, зависти, осуждения и других человеческих искушений и заблуждений, принимая все обстоятельства жизни с миром (жить со смирением — одно из фундаментальных душевных качеств человека любого вероисповедания)
- можно научиться прислушиваться к тихому голосу своего Сердца, творить и наслаждаться совершенствами этого мира! (если отпустить то, что кажется важным, открываются на самом деле удивительные, безграничные возможности, о которых раньше и не подозревал)
Представьте себе, что в детстве у человека закладываются все эти способности. Ведь научив ребенка этим простым премудростям мы поможем ему на самом деле более счастливым человеком вступить в свою взрослую жизнь. Чувствовать себя здоровым долгие годы и долгие годы именно ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ!!!
Считаю, что поэтому надо внимательно относиться к формированию характера и через воспитание отношения к игрушкам и взаимодействию с ними и окружающим миром показывать ребенку МУДРОСТЬ И СОВЕРШЕНСТВО ЖИЗНИ.
Так, если ребенок плачет из-за того, что у него отобрали игрушку — что бы Вы ни сделали, покажите ему, что эта ситуация для Вас важна, что Вы его друг, но потом — обязательно напомните, разберите, что оказывается, это было не так уж и важно, что он молодец, что дружит с бывшим обидчиком и что другие игрушки теперь интересны а та по
которой он плакал — не важна. Напоминайте ему об этом опыте в других жизненных ситуациях, (когда он расстраивается, что Вы что-то не купили, когда испорчена или потеряна важная для него вещь и вы не можете ничего изменить) — чтобы он научился распространять его и на другие обстоятельства своей жизни.
Если Ваш ребенок кулаками отбил себе право играть какой-то замечательной вещью — не нужно его за это упрекать и говорить, что это нельзя. Если человек умеет в жизни настоять на своем — разве это плохо? Можно просто помочь ему увидеть другую правду, другую сторону медали. Хорошо, если он поймет что кому-то тоже ОЧЕНЬ хотелось поиграть этой вещью, но тот человечек смог пережить, что ему она не досталась. Скоро появится возможность воспользоваться своим наблюдением на практике: и ТОГДА надо вспомнить, что кто-то смог освободиться от своего желания и был молодец и теперь сможет пережить такую ситуацию и Ваш ребенок и это хорошо, он молодец тоже.
Думаю, что стало понятно — с детьми надо делиться своим жизненным опытом, учить ощущать радость не «потому что», а «просто так». Не нужно стараться поскорее решить детские проблемы, лучше увидеть в них ребус, разгадав который Вы вместе сделаете еще один шаг на Пути, ради которого пришли в этот мир.
Очень познавательная статья. Спасибо. Но вот ещё вопрос. А если ребенок в гостях раскидывает все, что можно раскидать, старается поломать чужие игрушки? это значит, что ребенку не хватает внимания или ревность или…?