Готовность к школьному обучению можно рассмотреть с разных позиций. Я сталкивалась с мнением родителей о том, что хорошие школы при помощи тестирования выбирают себе детей, по результатам исследований формируют классы и современным родителям консультация детского психолога просто необходима.
Я хорошо помню своё волнение, когда пришла пора проходить традиционное тестирование перед школой. Мы пришли в школу в назначенное время. Мне разрешили присутствовать на сессии. Тесты не были мне знакомы. И я помню, что очень хотела получить результат, познакомиться с выводами психологов, но — увы, школа оставила информацию закрытой…
Традиционно психологами рассматриваются три составляющих школьной зрелости ребёнка:
1. Интеллектуальная зрелость:
- дифференцированное восприятие (способность найти недостающую деталь, подобрать пару);
- концентрация внимания (способность внимательно слушать и запоминать, например — стихотворение);
- аналитическое мышление (разложить предметы по группам, выделить лишнее) выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- возможность логического запоминания;
- умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки
- сенсомоторную координацию (писать графические диктанты, например).
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
2. Эмоциональная зрелость, понимается как уменьшение импульсивных реакций (сдерживать сиюминутные желания, соизмерять своё поведение с ситуацией, не кричать например, в тихий час, вести себя тихонько, когда мама спит, не топать ногами, не хлопать дверью) и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание (делать не то, что хочется, а то, что надо).
3.К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Кроме того ребёнок должен понимать смысл учения и этот смысл должен его радовать и вдохновлять. За период дошкольного детства надо успеть сформировать устойчивую потребность в учении, осознание сопричастности через этот процесс со взрослыми людьми, со взрослой жизнью. Мотив к учению должен быть сопоставим по своей силе с мотивом к другим видам детской деятельности. У ребёнка должны быть значимые внутренние цели (зачем учиться), мысли об учёбе должны вызывать положительные эмоции и устойчивый интерес.
Хорошо, если у ребёнка сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь позитивно взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.
Одним словом, психолог может рассказать Вам о результатах обследования ребёнка и помочь сориентироваться в том,
- Как подготовлена рука и развита мелкая мускулатура (моторика).
- Как развиты мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в пространстве и во времени.
- Грамотность, чёткость речи (есть и другие критерии речи, которые можно тренировать).
- Уровень развития умения слушать и слышать.
- Уровень развитости памяти ребенка. Память лежит в основе учебных способностей и хорошо развивается тренировками.
Как видим, у ребёнка есть ряд способностей, которые можно и нужно тренировать. Специалист может объяснить Вам, что именно нужно делать, чтобы у ребёнка к началу школьного обучения все эти качества появились и стали прочным фундаментом для успешной учёбы.
В этой статье я постаралась просто и доступно рассказать вам о том, какие качества должны быть сформированы у ребёнка. Надеюсь, вы сможете понаблюдав за своим 6-7 леткой понять, на сколько он готов к обучению в школе. Если вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями с помощью кнопок социальных сетей. Сделать это легко.
Справа расположена кнопка приглашения. Вы можете с её помощью пригласить на этот сайт своих друзей, у которых есть дети и получить детские электронные физ минутки для глаз. Физ минутки для глаз — это порция хорошего настроения, расслабление и тренировка мышц глаз, профилактика школьной близорукости.
Комментируйте! Я отвечу на ваши вопросы прямо здесь. Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях!