Если «тянуть ребенка за уши», то уши станут большими, «а ребёнок останется маленьким». (А.В.Запорожец)
-
Подготовка ребёнка к школе — обзор вариантов
-
Развитие ребёнка — диагностика (что будет смотреть психолог)
-
Что посмотрит логопед (если есть такой специалист в школе).
-
Зачем нужны предшкольные обследования; медицинскя карта.
-
Будущему первокласснику.
Подготовка ребёнка к школе предполагает развитие у ребёнка совершенно конкретных навыков и способностей, а так же качеств характера . Часто родители рассчитывают, что детский сад полностью подготовит ребёнка к школе и логическое завершение посещения садика им видится поступление в первый класс. Но на практике это не совсем так. Давайте с Вами разберемся, как поможет в подготовке ребёнка к школе детский сад, чему нужно научить будущего первоклашку дома, и как определить степень готовности ребёнка для перехода на новый этап жизни.
Внимательные родители замечают, что их почти семилетняя дочка ещё с увлечением играет в куклы и рисует и хоть многое ей интересно – не может усидеть на месте. Другой же ребёнок – ещё нет и шести, а он уже читает, учебно-познавательные игры на компьютере щёлкает как орешки; обстоятельный, любит вести «взрослые» разговоры… И родители в каждом случае с замиранием гадают – «пора или не пора»? Возраст подошел, а его учёба не интересует, или ещё маленький, а в садике уже не интересно. Случается и так, что родители просто не задумываются над этим вопросом, а отдают ребёнка в школу и все.
Важно понимать, что в настоящее время обучение в первом классе предъявляет к ребёнку серьёзные требования. В детском саду программы учитывают требования школ, и педагоги в процесс работы с детьми закладывают развитие школьных способностей. Если родители понимают важность момента и со своей стороны поддерживают усилия педагогов (расспрашивают детей об успехах, хвалят за достижения, хорошие работы и проч), то эффект от работы значительно возрастает. Если же родители не обращают внимания на значимые для школы критерии развития, то в дальнейшем плохо подготовленный человечек начинает чаще болеть, с трудом справляется с эмоциональными перегрузками или просто начинает плохо учиться — не воспринимает материал. Если вы читаете эту статью, а ваш ребёнок только должен пойти в школу — значит у него есть все шансы избежать серьёзных трудностей в начале обучения. Если же Ваш ребёнок уже школьник — Вы хорошо понимаете содержание вопроса и можете дополнить список проблем первоклассника. Что же делать, как вооружить своего ребёнка нужными способностями? Как узнать, надо ли отдавать его в школу? Кто может ответить на эти вопросы? Для начала вы можете сориентироваться сами — главное знать,
какие же способности становятся актуальными в школе.
-
Прежде всего понаблюдайте за своим ребёнком — как он относится к тем делам, которые ему не интересно делать. Ведь учёба в школе связана с постоянным волевым усилием (сиди за партой, слушай учителя, выполняй задание, понимай и отвечай на вопросы и проч.)
-
Затем посмотрите, хочет ли ребёнок узнавать что-то новое, что он готов для этого делать и сколько времени способен этим заниматься (попросите его найти в книжках нужную, не известную ему информацию или включите познавательную передачу и посмотрите — сколько времени ребёнок способен смотреть и слушать. Когда он начнет отвлекаться, зафиксируйте время и спросите, о чем шла речь в программе и обратите внимание, на сколько подробно и по существу ребёнок выкладывает Вам полученную информацию).
-
В школе нужно понимать и усваивать большой объём информации, выполнять задания учителя, поэтому ребёнок к началу обучения в школе должен уметь читать на столько, чтобы иметь возможность понимать прочитанное.
-
Очень мало времени отводится на обучение письму. Дома учить писать не надо (это будет во вред), так как учитель использует специальные методики обучения для формирования хорошего почерка и правильного положения руки во время письма. Очень важно, чтобы мышцы руки и пальцев были натренированы, чтобы ребёнок владел ими и умел по образцу копировать разные замысловатые каракули, регулировал силу давления на карандаш (ручку).
-
И конечно, надо развивать сообразительность ребёнка и поощрять разные формы дружелюбного общения со сверстниками и взрослыми.
Как уследить за всем этим?
Внимание, рассмотрите варианты!
-
При посещение обычного детского сада надо выполнять задания и рекомендации педагогов, проявлять живой интерес к успехам своего ребёнка, посещать консультации специалистов.
-
Если в детский сад ходить не получилось, то наверняка Вы открыли для себя множество творческих студий и кружков. В этом случае на родителях больше ответственности и надо обязательно иметь в виду перечисленные способности и
-
отслеживать (и самим при помощи сравнения через некие промежутки времени работ ребёнка, и с помощью психолога, который протестирует его и распишет желательные занятия, порекомендует эффективные пути развития и в случае повторного обращения сможет рассказать, что изменилось и в чем ребёнок успешен, а над чем надо поработать)
-
Индивидуальные занятия с ребёнком (няни или педагога),
-
Самостоятельные ежедневные тренировки дома (их может расписать психолог, педагог, объяснить, как надо работать), где можно и руку развивать и логические задачки решать, и тренировать память, внимание и мышление.
Таким образом, мы с Вами поняли, что существуют конкретные критерии школьной зрелости; что примерно их можно определить и самостоятельно; что продумывая,чем занять ребёнка (кружки, студии или игры и книги, которые приобретаются ребёнку), надо держать в голове задачи развития и действовать соответственно.
Дорогие родители, всегда надо помнить, что психологи, логопеды, доктора, педагоги могут профессионально подсказать Вам, какие трудности могут возникнуть у ребёнка и как их избежать. В следующих статьях мы с вами рассмотрим, чем именно помогут вам эти специалисты.
Интересно узнать, а что вы делаете для подготовки к школе своих детей?
Как вы находите время позаниматься? Расскажите об этом! Комментируйте! Жмите на кнопки «Поделиться с друзьями», обсуждайте с друзьями — как они готовят детей к школе, что считают главным.