Школьная дезадаптация. Что это?

Под школьной дезадаптацией  понимается образование неадекватных механизмов при­способления ребенка к школе в форме нарушения учебы или поведения, конфликтных отношений, психогенных забо­леваний и реакций повышенного уровня тревожности, ис­кажений в личностном развитии. Н. Морозова (Наталия Григорьевна Морозова — советский психолог и дефектолог) предлагает на основе скрининговых методов психодиагностики условно делить учащихся на пять групп в зависимости от выражен­ности качественных особенностей адаптации их к школе (или дезадаптации) и затем с каждой из групп организовывать определенное психолого-педагогическое взаимодействие.

Приведем краткую характеристику этих групп по Н. Морозовой:

Группа 1 — норма. К ней относятся социально адапти­рованные дети. Это дети, которые успешно, не испытывая серьезных трудностей, справляются с учебной нагрузкой, коммуникабельны в общении с преподавателями и сверст­никами, не имеют значительных отклонений в состоянии пси­хического и соматического здоровья.

Группа 2 — это группа риска возникновения школьной дезадаптации. К ней относят детей, имеющих сферу небла­гополучия личностного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку. Эти дети могут успешно справиться с учебной нагрузкой, не проявлять ви­димых признаков нарушения социального поведения или же проявлять их слабо.

Группа 3 — это группа с неустойчивой школьной деза­даптацией. К ней относятся дети, не справляющиеся с учеб­ной нагрузкой по одному или нескольким предметам. Чаще всего при этом неуспеваемость сопровождается существен­ным ослаблением психосоматического здоровья ребенка и наличием нарушений в сфере межличностных отношений.

Группа 4 — это группа с устойчивой дезадаптацией. К ней относят детей, у которых наличие неуспеваемости соче­тается с асоциальным поведением (грубость, хулиганство, побеги с уроков и из дома, агрессивность).

Группа 5 — это группа патологических нарушений. К ней относят детей с врожденным явным или неявным пато­логическим отклонением, незамеченным или умышленно скрываемым родителями при поступлении ребенка в шко­лу. Такая патология выражается:

—  психически (задержки психического развития различной степени, стойкие нарушения эмоционально-волевой сфе­ры, неврозоподобпые и психопатические расстройства);
—  соматически (наличие стойких физических недугов, на­рушения в сердечно-сосудистой системе и др.)
—  социально (аномальные формы развитии личности: стой­кие и нерегулируемые противоправные действия, патологическая агрессивность).

Как видно из характеристик групп, перед нами ставится трудная задача — оказание психологической помощи различной формы и содержания детям 2, 3, 4 групп (pаботу с детьми 5 группы организуют специалисты других профилей) В таких условиях из поля зрения педагогов в первую очередь выпадают дети второй группы  риска, которые хорошо учатся, в их личностное неблагополучие обычно не замечается ни родителями, ни педагогами, иногда такой ребенок может быть даже удобен педагогу, т.к. послушен, имеет высокую школь­ную мотивацию. Но именно детям «группы риска» как ни­кому, необходима психологическая поддержка особенно при первых школьных шагах во избежание появления у них глубокого внутреннего конфликта, наработки неадекват­ных компенсационных механизмов, психосоматизации.

Особенно острой может оказаться ситуация первых лет обучении детей группы риска в современных лицеях, гим­назиях, где упор делается па интенсификацию обучения и часто не принимаются во внимание индивидуальные лич­ностные особенностн ребенка.

Хочется также обратить вни­мание на массовость второй группы детей. По данным Н. Морозовой, доля группы риска в каждом классе составляет от 27% до 64% в зависимости от типа образовательного учреждения.

Исследования, проведенные нашими студен­тами — МПГУ им. Ленина и МОСУ, представляют не­сколько большую цифру — до 70%, таким образом, практи­чески каждый ребенок, поступающий в первый класс, тре­бует психологической поддержки.

Мы полагаем, что единственно возможный путь в данных условиях — это слияние психокоррекционной и психо­профилактической работы с детьми  первых лет обучения в школе и организация системы психологических тренингов такого рода, чтобы они оказывали коррекционное воздействие или же одновременно являлись средством психопро­филактики школьной дезадаптации, если нет необходимости в коррекции. Еще более эффективным является включе­ние детей в такие тренинги еще в период подготовки их к школе, т.е. в старшей и подготовительной группах детского сада.

О. В. Хухлаева «Лесенка радости»
Методическое пособие для психологов
детского сада и начальной школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *