Под школьной дезадаптацией понимается образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения учебы или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Н. Морозова (Наталия Григорьевна Морозова — советский психолог и дефектолог) предлагает на основе скрининговых методов психодиагностики условно делить учащихся на пять групп в зависимости от выраженности качественных особенностей адаптации их к школе (или дезадаптации) и затем с каждой из групп организовывать определенное психолого-педагогическое взаимодействие.
Приведем краткую характеристику этих групп по Н. Морозовой:
Группа 1 — норма. К ней относятся социально адаптированные дети. Это дети, которые успешно, не испытывая серьезных трудностей, справляются с учебной нагрузкой, коммуникабельны в общении с преподавателями и сверстниками, не имеют значительных отклонений в состоянии психического и соматического здоровья.
Группа 2 — это группа риска возникновения школьной дезадаптации. К ней относят детей, имеющих сферу неблагополучия личностного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку. Эти дети могут успешно справиться с учебной нагрузкой, не проявлять видимых признаков нарушения социального поведения или же проявлять их слабо.
Группа 3 — это группа с неустойчивой школьной дезадаптацией. К ней относятся дети, не справляющиеся с учебной нагрузкой по одному или нескольким предметам. Чаще всего при этом неуспеваемость сопровождается существенным ослаблением психосоматического здоровья ребенка и наличием нарушений в сфере межличностных отношений.
Группа 4 — это группа с устойчивой дезадаптацией. К ней относят детей, у которых наличие неуспеваемости сочетается с асоциальным поведением (грубость, хулиганство, побеги с уроков и из дома, агрессивность).
Группа 5 — это группа патологических нарушений. К ней относят детей с врожденным явным или неявным патологическим отклонением, незамеченным или умышленно скрываемым родителями при поступлении ребенка в школу. Такая патология выражается:
— психически (задержки психического развития различной степени, стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы, неврозоподобпые и психопатические расстройства);
— соматически (наличие стойких физических недугов, нарушения в сердечно-сосудистой системе и др.)
— социально (аномальные формы развитии личности: стойкие и нерегулируемые противоправные действия, патологическая агрессивность).
Как видно из характеристик групп, перед нами ставится трудная задача — оказание психологической помощи различной формы и содержания детям 2, 3, 4 групп (pаботу с детьми 5 группы организуют специалисты других профилей) В таких условиях из поля зрения педагогов в первую очередь выпадают дети второй группы риска, которые хорошо учатся, в их личностное неблагополучие обычно не замечается ни родителями, ни педагогами, иногда такой ребенок может быть даже удобен педагогу, т.к. послушен, имеет высокую школьную мотивацию. Но именно детям «группы риска» как никому, необходима психологическая поддержка особенно при первых школьных шагах во избежание появления у них глубокого внутреннего конфликта, наработки неадекватных компенсационных механизмов, психосоматизации.
Особенно острой может оказаться ситуация первых лет обучении детей группы риска в современных лицеях, гимназиях, где упор делается па интенсификацию обучения и часто не принимаются во внимание индивидуальные личностные особенностн ребенка.
Хочется также обратить внимание на массовость второй группы детей. По данным Н. Морозовой, доля группы риска в каждом классе составляет от 27% до 64% в зависимости от типа образовательного учреждения.
Исследования, проведенные нашими студентами — МПГУ им. Ленина и МОСУ, представляют несколько большую цифру — до 70%, таким образом, практически каждый ребенок, поступающий в первый класс, требует психологической поддержки.
Мы полагаем, что единственно возможный путь в данных условиях — это слияние психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми первых лет обучения в школе и организация системы психологических тренингов такого рода, чтобы они оказывали коррекционное воздействие или же одновременно являлись средством психопрофилактики школьной дезадаптации, если нет необходимости в коррекции. Еще более эффективным является включение детей в такие тренинги еще в период подготовки их к школе, т.е. в старшей и подготовительной группах детского сада.
О. В. Хухлаева «Лесенка радости»
Методическое пособие для психологов
детского сада и начальной школы