Урок 1. Про желание трудиться и отношения с родителями.

Пояснительная записка для родителей: очень часто дети не выполняют свои обязанности и просто не принимают их для себя как руководство к действию. Для того чтобы добиться результата, родители порой предлагают эгоистичные, честолюбивые и корыстные мотивы.  Решая  проблему в конкретной ситуации, не просто воспитать у ребёнка трудолюбие и ответственность. Бывает и такое, что мы кричим на детей, желая добиться выполнения поручений и заданий. Это занятие призвано показать ребёнку, что праздность и безделье вредят человеку.  Опыты наглядно убеждают ребёнка в том, что его безответственное поведение отрицательно действует и на окружающих его взрослых. Результат работы на этом занятии – принятие на себя ответственности за выполнение каких-то обязанностей (поддерживать порядок в комнате, следить за своей опрятностью и чистотой, выполнять самостоятельно какую-то домашнюю работу и т.д.), заносится в тетрадку и ежедневно оценивается самим ребёнком вплоть до следующего занятия.  Работа рассчитана на детей 8(7) – 11(12) лет.

Материалы: тетрадка – дневник; листочки бумаги для записок каждому участнику по 3 – 4 шт.; ручки для каждого; чашку с жидкой грязью или гуашь аналогичного цвета; по 2 чистых стакана; миска; кувшин с водой (или раковина с проточной водой для мытья посуды); историю желательно рассказывать близко к тексту, а не читать. Можно рассказать вместо этой какую-то интересную историю из своего детства или из жизни – аналогичную по смыслу и понятную детям.

Ход

 

Сегодня мы с вами обсудим одну важную и интересную тему.

ИСТОРИЯ

Встретились как-то Муравей, Бабочка и Трутень. Муравей кусочек листа нёс, Бабочка на цветке сидела, а Трутень в тени цветка лежал. Муравей положил свой кусочек листика и говорит: — Устал я что-то, сейчас вот чуточку отдохну и дальше пойду.

— А я целый день отдыхаю, — сказал Трутень, я работать не люблю. Мне в тени нравится лежать, пока другие работают.

— Если ты будешь бездельничать и лениться, сказала Бабочка Трутню, — то тебя твои сёстры-пчёлы выгонят из своего дома и ты погибнешь. Лучше бери пример с меня: я целый день работаю, летаю с цветка на цветок  не переставая.

— Мне кажется, что летать по цветам – это не работа, — сказал Бабочке Муравей. — Это просто весёлое развлечение.

— Нет, это настоящая работа, возразила Бабочка, — Я же летаю и не сижу на месте без дела, как Трутень.

— А твоё летание по цветам хоть какую-нибудь пользу приносит? – спросил муравей.

— Нет, мне просто приятно летать, вот и всё, это у меня танец такой особенный.

Мимо пролетал Майский Жук.

— А давай его спросим, — предложил Муравей Бабочке.

— Давай, — согласилась она.

Они позвали Жука и спросили его:

— Скажи нам, Жук, если целый день просто так, ради развлечения, танцуя, летать с цветка на цветок, это трудом считается или бездельем.

— Это не труд и не безделье. Когда человек не трудится, а любит только развлекаться и веселиться, то это праздностью называется. При труде обязательно что-нибудь придумывается и делается новое, нужное и полезное, а бестолковое развлечение очень сильно на безделье похоже.

— Так значит, танцевать и летать целый день по цветкам не называется трудом? – спросила Бабочка.

— Конечно, не называется, — ответил Жук. – Праздность – это почти то же самое, что и ничегонеделание. Каждый лентяй, когда ему надоест лежать и наскучит бездельничать, начинает искать себе веселья и развлечений. Хоть он и пытается что-то сделать, чтобы развеселить себя, но лень всё равно внутри него остаётся, — сказал Жук и, взмахнув крыльями, улетел по своим делам.

Так узнала Бабочка, что она похожа на ленивого бездельника Трутня, а не на труженика Муравья. А все её порхания и танцы вовсе не от желания работать, а чтобы скучно не было сидеть на месте…

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Общие вопросы:

— На что похожа праздность – на труд или на безделье?

— Почему, то, что делала Бабочка, нельзя назвать трудом и работой?

                        Вопросы по проблемам данных детей:

— Смотреть телевизор, например – праздность или труд? Много познавательных программ за один раз?

— Ходить на секцию «Танцы»?

— Читать художественную книжку, если уроки сделаны, обязанности по дому выполнены? А если – нет?

— Играть в компьютер? Изучать его в ущерб другим делам?

— Когда отдых и игра превращаются в праздность и безделье? В обсуждении принимают участие родители. Пожалуйста, обдумайте свою позицию по этому вопросу.

— Вспомните теперь о своих личных Праздности и Безделье. И напишите их на своих листочках. Сверните записки в комочек.

— Скажите, у вас есть свои обязанности по дому? Какие?

— Труд, работа, которую вы должны делать? Какая?

— Запишите в тетрадки свои основные обязанности и свой труд, посоветуйтесь с родителями.

Теперь посмотрите: у каждого из вас ест стаканчик (и у взрослых, и у детей). Стаканчик – это мы с вами. А вот – (кувшин с водой) Энергия, которая наполняет нас каждый день. Эта энергия приходит к нам просто так, потому что мы есть.

Что же случается, когда появляются те комочки с бездельем и праздностью? Родители ругают вас? Вы обижаетесь или злитесь? Вынуждают вас что-то делать? Вы сопротивляетесь? Спорите?  А они? Сердятся? Грязь – это плохое настроение или слова, которыми окутываются праздность и безделье или какие-то другие наши неприглядные дела и поступки. Обваляйте комочки – записки в чашке с грязью и бросьте их в пустой стакан. Ваши руки стали грязными. И мы с вами (стаканчики) наполнены этой грязью.

Мы можем очиститься от этой грязи двумя способами.

Первый способ состоит в том, чтобы «покопаться» в нашей проблеме. Так мы чаще всего и поступаем, когда хотим решить её (предлагаю родителям достать  комочек за комочком и развернуть и прочитать его). Так ваши родители находят вместе с вами причину проблемы. Вы видите – им это тоже не доставляет удовольствия и они пачкаются и всё-таки, терпеливо достают и помогают вам увидеть то, что мешает вам жить в гармонии с собой и с миром. Удаляем комья и грязь в пустую миску. Показываем детям, что стаканчики ещё не очень чисты.

Второй способ намного легче. Всё, что от нас требуется, — это поместить стакан с грязью над миской и поливать его водой из кувшина (или под кран и открыть воду). Вода символизирует поток энергии конструктивных и позитивных мыслей, образов и дел, возникающих в нашем сознании. Все они вместе нацелены на желаемый результат, положительные дела, а не на проблему.

В нашем случае мы хотим быть трудолюбивыми, хорошими помощниками, чувствовать себя и свою семью – дружной командой. И позитивная чистая энергия может принять конкретную форму.

                        ЗАДАНИЕ

Какую установку я буду говорить себе каждое утро (обсудить и записать в дневник);

Какие образы, утверждения помогут мне не сдаться перед натиском праздности или лени? Высказаться всем и потом предложить родителям со своими детьми сформулировать и записать.

Какие призывы смогут побудить меня к действию, остановить плохое настроение, слова? Обсудить вместе, записать каждый своё.

Рассказать, что те слова, которые выбраны и записаны – ключи. Они продиктованы нам нашим внутренним Учителем, к голосу которого можно научиться прислушиваться и он укажет нам, как следует поступать в том или ином случае.

Спросить детей, чувствуют ли они в себе силы отказаться от лени и праздности и выполнять свои обязанности и трудиться с энтузиазмом? Помогут ли им в этом фразы, записанные в тетрадках? Надо ли их подкорректировать? Если да, то вносим изменения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Самостоятельно проговариваем утром установки, прислушиваемся  голосу внутреннего учителя и без напоминаний делаем свою работу и выполняем обязанности (те, что записали). Вечером каждый день ставим себе отметку.

Родителям – запомнить призывы, утверждения, образы и использовать их как стимулы (не перестараться) для мобилизации детей на нужные дела.

Комментарии:

Вы просмотрели  первый урок. А где же обещанные всеобщие законы, спросите вы.  Да, прежде всего здесь просматривается работа   над формированием представлений о трудолюбии и праздности. Однако на менее явном уровне проходит работа по теме – «думай о том, чего ты хочешь,  а не о том, чего не хочешь; учись слушать свой внутренний голос и доверять ему». Этот опыт мы можем актуализировать в дальнейшем общении с детьми. Например, дочка рассказывает за обедом о своей обиде на учительницу за несправедливую оценку. Во время мытья посуды мы вместе наблюдаем за тем, как чистая вода смывает грязь, придумываем, как укрепить знания, конструктивно исправить ситуацию. Этот закон мы просматриваем с разных позиций. Просто имеем его в виду и показываем его действие ребёнку в складывающихся жизненных ситуациях.

Когда мы собрались, то решили, что родители нарисуют шапочки, а дети — инсценируют сказку.

Автор: Виолетта Владимировна

Семейный и детский практический психолог, сказкотерапевт, мастер энергетических практик, мастер биолокации,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *