Общение — ещё не всё!

Очень часто мы сталкиваемся с суждением о том, что общение ребенка с ограниченными возможностями здоровья с коллективом детей, участие его в праздниках и игровых мероприятиях и прочие возможности взаимодействия со сверстниками и взрослыми — важное условие для его социализации, выработки своего собственного стиля жизни. Практика показывает, что не всегда такое общение приносит ожидаемый эффект. Для того, чтобы создать подходящие условия для успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детской среде, ему необходимо вырабатывать полезные привычки — развивать навыки самообслуживания.

А это значит, что родителям нужно терпеливо учить ребенка стараться самостоятельно надевать вещи, справляться с застежками, обуваться и пользоваться липучками. Малыша надо стимулировать самостоятельно принимать пищу (и делать это аккуратно), учиться самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет, прибирать игрушки, свою одежду, заправлять кровать, мыть посуду.

Зачем это нужно родителям? Ваш малыш вырастет и будет тяжелым. Вам будет легче, если он сам сможет хотя бы частично заботиться о себе. Прекрасно, если он сможет выполнять какие-то простые домашние дела. И пусть это кажется трудным, почти невозможным делом, но помощь ребенку в выработке самостоятельности — это очень важная задача, и решать ее надо каждый день, не зависимо от того, какой сложности дефект имеет ребенок.

Зачем это нужно самому ребенку? Представьте себе, что в коллективе детей ребенок с ОВЗ старается самостоятельно принимать пищу, и с некоторой помощью взрослого у него это неплохо получается. Когда надо надеть колготки, он тоже берет их и тем самым выражает свое намерение быть, как все, самостоятельным. В этом случае ребенок вызывает желание у окружающих  помочь себе, позаботиться и пообщаться. Если же ребенок сидит и ждет, когда его обслужат, то он как бы отделяется от коллектива сверстников, и ему труднее войти в процесс общения. Часто родители надеются, что именно в коллективе, наблюдая за другими детьми, ребенок начнет активнее овладевать навыками самообслуживания. Это не совсем так. Если в семье с малышом занимаются, активно учат заботиться о себе, ему будет что вспомнить и продемонстрировать в коллективе, он окажется успешен. Если же его дома этому не учили, то его попытки могут быть очень неуклюжими и успешным себя почувствовать будет трудно. Дети ведь очень непосредственны в общении.

А теперь обсудим самый важный вопрос: когда именно надо начинать учить ребенка заботиться о себе? Ответ и сложен и прост: когда он проявляет первое желание самостоятельных действий. Я помню, как поразил меня рассказ о нянечках в доме-интернате для слепо-глухонемых детей. Они там на вес золота, так как натренированы чувствовать и улавливать первое движение — импульс ребенка самому что-то сделать. Вот например, надевает няня на ребенка колготки и вдруг — рраз — и у ребенка напряглись мышцы рук, пальчики — он сам сделал движение потянуть колготки! И няня одобряет его, помогает проявить самостоятельность и так налаживается диалог, и дети с таким сложным дефектом становятся обучаемыми, адаптируются в жизни, проявляют социальную активность. А если у ребенка есть родители, то им просто нужно развивать свою наблюдательность и чуткость, помогать проявлять самостоятельность, а не сетовать на сложности общения с особыми детьми. У каждого человека наступает свой момент потребности в самовыражении через собственную деятельность. Если первыми порывами не воспользоваться, то ценные качества характера ребенка: самостоятельность, ответственность, любознательность, трудолюбие, — могут так и не развиться, не закрепиться в сознании ребенка. Вырабатывать привычку надо  изо дня в день, так как у ребенка складывается характер. Если он привыкает, что вы носите его в туалет, кормите из ложки, сами одеваете и не предлагаете проявлять самостоятельность, то ребенку тяжело будет вдруг начать мыслить по-другому. И даже если  в будущем дефект здоровья будет устранен, то чувство зависимости, несамостоятельности продолжат  руководить поступками ребенка и станут частью его характера.

Автор: Виолетта Владимировна

Семейный и детский практический психолог, сказкотерапевт, мастер энергетических практик, мастер биолокации,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *