Адаптация в ДОУ «особенных» детей

Одному из экспертов Child Mind Institute был задан вопрос: «Мой ребёнок в детском саду каждый день плачет и ждёт меня, не хочет играть с другими детьми. Что я могу с этим сделать?»

Ответ был такой: «Попробуйте поговорить с воспитателями».

Вероятно, многие родители сталкивались с этой проблемой. Давайте рассмотрим ситуацию подробнее.

В: Я потеряна и не знаю, что мне делать с сыном. Он плачет в детском саду практически каждый день, потому что ждёт меня и скучает по мне. Я беспокоюсь о его отношениях с другими ребятами. Мне не нужно, чтобы он стал самым популярным среди детей, я просто хочу, чтобы ему было весело, чтобы он общался. Сын говорит, что мальчики просто не приглашают его играть в свою компанию. Я не думаю, что он играл бы с ними, даже если бы его пригласили. Я постоянно задаю ему кучу вопросов и, возможно, делаю этим только хуже, извожу его. Я говорила ему, что у каждого из нас просто есть работа, – у меня своя, у него своя — и что мы обязательно встретимся вечером, чтобы провести время вместе. Я не хочу, чтобы другие дети думали, что мой сын — плакса.  Что я могу сделать, чтобы помочь ему наслаждаться общением и радоваться детскому саду?

О: Должно быть, это очень тяжело – каждый день идти на работу, осознавая, как плохо чувствует себя ваш ребёнок и беспокоясь о его состоянии. Действительно отличная идея — сказать ему, что у вас просто разные работы, но вы обязательно встретитесь в конце дня.

Иногда забрасывание ребёнка множеством вопросов — не самая лучшая стратегия. Это правда. Пытаясь выудить из ребёнка информацию, вы будто бы расшатываете больной зуб, тем более что дошкольники редко словоохотливы, они чаще могут рассказать о своих делах очень-очень коротко. Вместо этого лучше первым делом поговорить с воспитателями, узнать у них о результате их наблюдений. Может быть, у него возникают переживания в какие-то переходные моменты, или он плачет независимо от ситуации, времени? Действительно ли он плачет целый день? Ещё один отличный вариант – попросить психолога в детском саду понаблюдать за ребёнком в группе. Таким образом вы сможете незаметно для ребёнка выяснить кое-что очень полезное для себя.

Ещё одна рабочая тактика – хвалить ребёнка за храбрость и стойкость, которые он проявляет. Очень эффективными могут быть простые вербальные знаки одобрения. Хвалите сына, когда видите, что он смело делает что-то, например: «Ты большой молодец, сам собрался в детский сад!» Или: «Ого, сынок, ты сам вышел из машины и идёшь в детский сад! Молодец!» Такие вербальные поощрения создадут у ребёнка хорошее настроение, помогут воспитать здоровую самооценку и укрепят в его сознании модели поведения, которые вы одобряете. Можно придумать какие-то более замысловатые миссии и награды за достижение нужных целей. К примеру, ребёнок должен научиться общаться с ребятами. За каждый разговор с приятелем в обеденное время ребёнок может получать наклейку в специальный альбом. За пять собранных наклеек – приз, оговоренный с ребёнком или придуманный вами. Для постановки целей используйте всю обратную связь, которую даёт вам воспитатель. Например, если вы услышали, что сыну нравится общаться с каким-то конкретным ребёнком, вы можете поставить цель – общение или игры с этим ребёнком.

Могу добавить, что, когда ваш ребёнок говорит, что ему без вас плохо и грустно, стоит отставить эмоции в сторону и взглянуть на проблему объективно. Пообщайтесь с воспитателем, психологом, рассмотрите ситуацию с разных сторон. Чем больше вы будете знать, тем прочнее будет ваша позиция для принятия конкретных решений.

©Давыденко Лолита Дмитриевна. Перевод с английского языка. Автор оригинального текста: Рэйчел Басмэн, доктор психологических наук, директор двух структур благотворительной организации Child Mind Institute.

Стать другом - просто!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *