8 стратегий для снятия напряжения

Как понять, что малышу нужно расслабиться? Если чадо сводит вас с ума своими выходками, стоит поработать с ним над умением успокаиваться. Гиперактивные дети утомляют; их реакция на события слишком эмоциональна, они требуют постоянного внимания. Вам иногда может казаться, что своим раздражающим поведением они пытаются добиться чего-то. Не беспокойтесь, это лишь признаки перенапряжения. Ваши дети нуждаются в помощи, чтобы получить «разрядку».

Почему нужно научить ребёнка расслабляться, а не «хорошо себя вести»? Похвалы, замечания и выводы важны в воспитании. Однако они «работают» только тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии, он способен воспринимать и обрабатывать информацию. Усталость мешает работе мозга, замедляя работу центров коммуникации, планирования и решения проблем. Стресс также мешает самоконтролю. Ребёнок, чувствующий напряжение, может начать вести себя неразумно или капризничать перед тем как принять замечания.

Развитие «мышцы расслабления» поможет вашим детям научиться правильно реагировать на различные события в жизни, сохранять «холодный ум» при любых обстоятельствах, делать правильные выборы, восстанавливать силы.

Как научить ребёнка снимать напряжение? Всё просто! Делайте упражнения на расслабление каждый день. Спрашивайте о чувствах, мыслях, которые возникают в голове у малыша. Вместе отслеживайте реакцию тела на эти упражнения. Занимаясь регулярно вместе с вами, ребёнок сможет научиться распознавать и создавать ощущение спокойствия. Хронический стресс спадёт, он будет чувствовать себя лучше, действовать увереннее.

Ниже вы увидите восемь вариантов деятельности и множество упражнений, которые помогут вам снять напряжение у ребёнка. Попробуйте их и заметьте, какие будут «работать» у вас. Оставьте комментарий и расскажите о своих успехах!

  1. Физическая активность
    — Велосипед, прогулки, бег, догонялки;
    — Лазание («шведская стенка»), реслинг, перетягивание каната;
    — Катание на санях с горы. Или можно посадить одного ребёнка в санки, а другой пусть тянет, а потом наоборот;
    — Игра в «лошадки» или катание в огородной тачке;
    — Балансирование на трамплине.
  1. Сознательные действия
    — Йога, танцы, боевые искусства;
    — Оборудование, на котором можно висеть, качаться из стороны в сторону, крутиться;
    — Игра «Быстро и Медленно»: бегите на месте в течение 10 секунд, потом быстро лягте и замрите на 10 секунд. Повторите три раза, а затем отметьте изменения в теле и в дыхании;
    — Расслабление мышц всего тела: сильно напрягите ступни, медленно сосчитайте до 10, затем расслабьте ступни на 10 счетов. Аналогичные упражнения проделайте с мышцами ног, ягодиц, живота, плеч, рук, кистей рук, шеи, лица.
  2. Фокусируемся на дыхании
    — Дуйте мыльные пузыри или сдувайте «шапочки» с одуванчиков. Следите, как они летят;
    — Дуйте через соломинку на разбавленную краску, чтобы получались цветные брызги;
    — Попробуйте подуть друг другу на кожу или волосы;
    — Лёжа на спине, посадите на живот игрушку и представьте, что она «катается на волнах»: пусть ваш живот медленно поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Дышите глубоко;
    — По очереди слушайте глубокое дыхание друг друга (приложив ухо к груди партнёра).
  3. Едим со вниманием
    — Кушайте вдумчиво, рассматривая еду, чувствуя, какого она вкуса, консистенции, как она пахнет, как звучит во время пережевывания;
    — Приготовьте выпечку или что-нибудь ароматное, и съешьте это вместе;
    — Медленно «тяните» через соломинку какой-нибудь напиток или пережевывайте что-нибудь хрустящее/вязкое;
    — Пусть в вашем рационе всегда присутствует глюкоза.
  4. Вода
    — Налейте в раковину или таз воды и наполните его (её) игрушками. Добавьте пены для ванн, пищевых красителей… Всего, что угодно;
    — Играйте с садовым распылителем: ощущайте контраст солнечного тепла и холодной воды;
    — Плавайте; активно гребите, а затем расслабьтесь и позвольте телу всплыть на поверхность воды;
    — Купайтесь в теплой воде в тазу, ванне или надувном бассейне;
    — Устройте сражение с «водяными пистолетами» или бутылками с проткнутыми крышками.
  5. Игры на моторику и чувствительность
    — Погружайте руки в сухую ёмкость, наполненную песком, рисом или фасолью;
    — Попробуйте устроить игрушкам «полосу препятствий» в виде тарелок, наполненных гелем для душа, краской или желе;
    — Повторяйте друг за другом ритмы, которые можно «выбивать» хлопая, топая или используя какие-либо инструменты (можно и просто перевернутый таз/жестяное ведро, пластиковые «яйца» от «Киндера», наполненные крупой, и т.д. Прим. пер.);
    — Играйте с водяной/ветряной мельницей, песочными или водяными часами, с бутылочкой, наполненной водой и блёстками (по принципу стеклянных рождественских шаров с блёстками или снегом внутри. Дети любят наблюдать за перекатывающимися блёстками. Прим. пер.)
    — С закрытыми или завязанными глазами опускайте руку в мешок с какими-то предметами и угадывайте, что это. Можно нюхать, ощупывать, слушать звук или пробовать (если это еда).
  6. Музыка
    — Тратьте лишнюю энергию, двигаясь под быструю и ритмичную музыку;
    — Развивайте умение успокаиваться, слушая колыбельные, классическую, народную музыку или регги;
    — Включайте тихую музыку, чтобы она играла фоном, когда вы играете или занимаетесь домашними делами;
    — Засыпайте под успокаивающую музыку;
    — Танцуйте, пойте, устройте кукольный театр или праздничное шествие;
    — Внимательно прислушивайтесь к звукам и ощущениям, когда обнимаетесь. Когда играете в прятки, прислушивайтесь к дыханию или реакции другого человека (шутите, делайте что-нибудь смешное и слушайте, что за этим последует).
  7. Природа
    — Шумно играйте на детской площадке;
    — Устройте исследовательскую «вылазку» или импровизированную экскурсию на природу;
    — Лепите «куличики» или замки из влажного песка;
    — Устройте пикник;
    — Катайтесь на лыжах, коньках. Лепите снеговика;
    — Собирайте кору для инсталляций (придумывайте, на что похожи фигурки из сосновой коры. Прим. пер.) или зарисовывайте животных, предметы;
    — Переночуйте в палатке на заднем дворе (или на природе, в лесу, на даче. Прим. пер.).

©Давыденко Лолита Дмитриевна. Перевод с английского языка. Журнал SpecialNeedsGuide fall/winter 2018. Автор оригинального текста: Laurie Zottmann

Рассказывайте нам о своих способах и успехах!

Автор: Лолита Давыденко

Лолита Дмитриевна администратор групп "Инфосадик" в социальных сетях. Эти группы предназначены для родителей дошкольников. В настоящее время актуальны статьи о том, как общаться с детьми с ОВЗ. Лолита Дмитриевна переводит интересные статьи о детях с ОВЗ и публикует их на этом сайте в разделе "Доступная среда". Эти статьи уникальны, так как их авторы - родители с большим профессиональным и личным опытом работы с детьми с ОВЗ. Мы видим, что эти публикации актуальны и для родителей обычных, здоровых детей. Познакомившись с ними, вы можете привнести в общение с ребенком новые нотки взаимопонимания и любви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *