Ребёнок «левша»?!

 Часто родители задаются  вопросом: «Мой ребёнок — «левша». Как его воспитывать?». В этой статье мы обсудим, когда проявляется эта особенность человека, как определить ребёнка — левшу, поговорим о нюансах его воспитания и развития,  об особенностях поведения. Для начала давайте определим, а у Вас какая рука ведущая, правая или левая? Пройдите тест:

Определились? Вот и хорошо.
Теперь рассмотрим вопрос о левшах по существу:

Левши и правши. Что это значит?

Человеческий  мозг  делится на  два полушария — левое и правое. Левое (логическое) полушарие дает команды правой стороне человеческого тела, а правое (образное) полушарие— левой стороне человеческого тела. Если разные физиологические и психические процессы более активно протекают в правом полушарии, то оно начинает «руководить»  всеми действиями человека. Поэтому и получается, что человек с активным правым полушарием действует лучше левой рукой, ногой, ухом, глазом, а человек с активным левым полушарием — наоборот. Следует заметить, что с одной стороны — ведущее полушарие подталкивает человека к активности конкретной стороны тела, а с другой стороны — тренируемые нога, рука, органы восприятия устанавливают обратную связь, за счёт которой ещё более активно развивается  ведущее полушарие. Левшей и правшей  мы различаем ещё и потому, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Соответственно в поведении у людей с доминирующим полушарием наблюдаются явные отличия:

Левое полушарие

Правое полушарие
1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
3. Сознательное
4. Правая рука
5. Речь
6. Правый глаз
7. Чтение и письмо
8. Двигательная сфера
1. Абстрактное мышление
2. Образная память
3. Бессознательное
4. Левая рука
5. Ритм, восприятие музыки, интонации
6. Левый глаз
7.Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера

Когда проявляется ведущее полушарие?

Ведущее полушарие проявляется у детей по-разному. Одни дети с рождения проявляют доминирование одного из полушарий; второй период, когда может проявляться ведущее полушарие — три года. До этого времени ребёнок одинаково активно работает обеими руками. Третий период, когда может проявить себя ведущее полушарие — 6 лет. В это время ведущее полушарие диктует, в какой руке удобнее держать «орудия труда» и действовать ими.

Как определить у ребёнка ведущее полушарие?

Правила поведения при проведении эксперимента:

  • взрослый находится строго напротив ребенка (в положении сбоку или рядом результаты не засчитываются )
  • любой предмет, предназначенный для выполнения задания, надо располагать на середине стола — прямо перед ребёнком.
  • очень важно не проявлять суетливости и не торопить ребенка.

Проба в первые 5 дней жизни: Бывает, что родители в первые дни жизни замечают, что ребенок поворачивает голову только в определённую сторону и из этого делают вывод, какое полушарие ведущее (если непроизвольно поворачивает голову в правую сторону — правша, а в левую — левша).

Проба в первый месяц жизни: В первый месяц жизни случается, что ребёнок регулярно занимает «позу фехтовальщика» (правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед), это происходит  в положении на спине  и означает, что он левша.

Проба на 3 году жизни: 

  • Положите перед малышом расчёску и попросите его расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  • Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
  • Положите перед ребёнком часы или красивую ракушку (если Вы уже рассказывали, что там можно услышать шум моря) и предложите ребёнку послушать часики (шум прибоя). К какому уху он их поднесет?
  • Предложите посмотреть рисунок в калейдоскопе или подзорную трубу (одним глазом). Какой это будет глаз?

 Проба на 6 году жизни: 

  • Приготовьте стакан с мелкими пуговицами и ложечку. Предложите ребёнку доставать по одной пуговке ложкой. Он будет доставать ведущей рукой, так как это — сложное для ребёнка задание.
  • Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он собирает из скрепок цепь, нанизывает бусины на леску.
  • Выложите на стол спички. Покажите как выкладывать колодец.Наблюдайте, какая рука выполняет действия, а какая — помогает.
  • Поиграйте с ребёнком в футбол, пусть забивает мяч в ворота, а Вы — ловите. Какой ногой работает лучше?
  • Посоревнуйтесь в вырезывании  ножницами рисунка из любой открытки (не сложный). Ведущей рукой считается та, которой ребенок держит ножницы.
  • Попросите открыть духи, открутить шуруп отвёрткой или закрутить что-то.Крутит отвертку, крышку (или пузырек) ведущая рука.

Если из этих заданий более 2/3 ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.

Выводы ученых

Не спешите вешать на своего ребёнка ярлык “физик” или “лирик”.  Все очень не однозначно.

Раньше ученые считали, что ребёнок должен хорошо владеть правой рукой и  в школах леворуких детей переучивали. В настоящее время физиологи, психологи, педагоги единодушно утверждают: переучивание ребёнка калечит его нервную систему, губительно сказывается на здоровье и адаптации в современном мире!
Если насильно  переучивать левшей (другими словами —  принудительно изменять сложившуюся систему работы головного мозга), то это, как правило, приведет к серьёзным негативным последствиям:

  • у ребенка появится раздражительность, вспыльчивость, капризность, плаксивость.
  • очень вероятны  нарушения сна,
  • возможна потеря аппетита,
  • появляются регулярные головные боли,
  • жалобы на усталость в правой руке,
  • повышенная утомляемость
  • снижение работоспособности.

Как же вести себя с ребенком-левшой?

  • Конечно, надо увидеть — что он — левша, не закрывать глаза на факты. И если даже у ребёнка ведущая левая рука (а правый — глаз, ухо, или, нога) все равно переучивать не надо.
  • Рассказать ребёнку о его особенности, так как ему придется пользоваться другой ручкой, карандашом и т.п. Объяснять ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже норма.
  • Хвалить за небольшие  успехи, помогать находить варианты эффективного восприятия материала  и поощрять его творческие способности
  • Не стремиться растить вундеркинда.
  • Не надо противопоставлять ребёнка и его способности  другим детям.
  • Необходимо выделить ребёнку место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа
  • Надо позаботиться,  чтобы свет из окна или настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны.
  • В общении нужно учитывать повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка.

Всегда важно верить в своего ребёнка и поддерживать его интересы, увлечения, добрые начинания. Ваша вера в ребёнка — как живительная сила поможет ему максимально раскрыть свои таланты и способности!

Автор: Виолетта Владимировна

Семейный и детский практический психолог, сказкотерапевт, мастер энергетических практик, мастер биолокации,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *