Часто родители задаются вопросом: «Мой ребёнок — «левша». Как его воспитывать?». В этой статье мы обсудим, когда проявляется эта особенность человека, как определить ребёнка — левшу, поговорим о нюансах его воспитания и развития, об особенностях поведения. Для начала давайте определим, а у Вас какая рука ведущая, правая или левая? Пройдите тест:
Определились? Вот и хорошо.
Теперь рассмотрим вопрос о левшах по существу:
Левши и правши. Что это значит?
Человеческий мозг делится на два полушария — левое и правое. Левое (логическое) полушарие дает команды правой стороне человеческого тела, а правое (образное) полушарие— левой стороне человеческого тела. Если разные физиологические и психические процессы более активно протекают в правом полушарии, то оно начинает «руководить» всеми действиями человека. Поэтому и получается, что человек с активным правым полушарием действует лучше левой рукой, ногой, ухом, глазом, а человек с активным левым полушарием — наоборот. Следует заметить, что с одной стороны — ведущее полушарие подталкивает человека к активности конкретной стороны тела, а с другой стороны — тренируемые нога, рука, органы восприятия устанавливают обратную связь, за счёт которой ещё более активно развивается ведущее полушарие. Левшей и правшей мы различаем ещё и потому, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Соответственно в поведении у людей с доминирующим полушарием наблюдаются явные отличия:
Левое полушарие |
Правое полушарие |
1. Конкретное мышление 2. Математические вычисления 3. Сознательное 4. Правая рука 5. Речь 6. Правый глаз 7. Чтение и письмо 8. Двигательная сфера |
1. Абстрактное мышление 2. Образная память 3. Бессознательное 4. Левая рука 5. Ритм, восприятие музыки, интонации 6. Левый глаз 7.Ориентировка в пространстве 8. Чувственная сфера |
Когда проявляется ведущее полушарие?
Ведущее полушарие проявляется у детей по-разному. Одни дети с рождения проявляют доминирование одного из полушарий; второй период, когда может проявляться ведущее полушарие — три года. До этого времени ребёнок одинаково активно работает обеими руками. Третий период, когда может проявить себя ведущее полушарие — 6 лет. В это время ведущее полушарие диктует, в какой руке удобнее держать «орудия труда» и действовать ими.
Как определить у ребёнка ведущее полушарие?
Правила поведения при проведении эксперимента:
- взрослый находится строго напротив ребенка (в положении сбоку или рядом результаты не засчитываются )
- любой предмет, предназначенный для выполнения задания, надо располагать на середине стола — прямо перед ребёнком.
- очень важно не проявлять суетливости и не торопить ребенка.
Проба в первые 5 дней жизни: Бывает, что родители в первые дни жизни замечают, что ребенок поворачивает голову только в определённую сторону и из этого делают вывод, какое полушарие ведущее (если непроизвольно поворачивает голову в правую сторону — правша, а в левую — левша).
Проба в первый месяц жизни: В первый месяц жизни случается, что ребёнок регулярно занимает «позу фехтовальщика» (правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед), это происходит в положении на спине и означает, что он левша.
Проба на 3 году жизни:
- Положите перед малышом расчёску и попросите его расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
- Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
- Положите перед ребёнком часы или красивую ракушку (если Вы уже рассказывали, что там можно услышать шум моря) и предложите ребёнку послушать часики (шум прибоя). К какому уху он их поднесет?
- Предложите посмотреть рисунок в калейдоскопе или подзорную трубу (одним глазом). Какой это будет глаз?
Проба на 6 году жизни:
- Приготовьте стакан с мелкими пуговицами и ложечку. Предложите ребёнку доставать по одной пуговке ложкой. Он будет доставать ведущей рукой, так как это — сложное для ребёнка задание.
- Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он собирает из скрепок цепь, нанизывает бусины на леску.
- Выложите на стол спички. Покажите как выкладывать колодец.Наблюдайте, какая рука выполняет действия, а какая — помогает.
- Поиграйте с ребёнком в футбол, пусть забивает мяч в ворота, а Вы — ловите. Какой ногой работает лучше?
- Посоревнуйтесь в вырезывании ножницами рисунка из любой открытки (не сложный). Ведущей рукой считается та, которой ребенок держит ножницы.
- Попросите открыть духи, открутить шуруп отвёрткой или закрутить что-то.Крутит отвертку, крышку (или пузырек) ведущая рука.
Если из этих заданий более 2/3 ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.
Выводы ученых
Не спешите вешать на своего ребёнка ярлык “физик” или “лирик”. Все очень не однозначно.
Раньше ученые считали, что ребёнок должен хорошо владеть правой рукой и в школах леворуких детей переучивали. В настоящее время физиологи, психологи, педагоги единодушно утверждают: переучивание ребёнка калечит его нервную систему, губительно сказывается на здоровье и адаптации в современном мире!
Если насильно переучивать левшей (другими словами — принудительно изменять сложившуюся систему работы головного мозга), то это, как правило, приведет к серьёзным негативным последствиям:
- у ребенка появится раздражительность, вспыльчивость, капризность, плаксивость.
- очень вероятны нарушения сна,
- возможна потеря аппетита,
- появляются регулярные головные боли,
- жалобы на усталость в правой руке,
- повышенная утомляемость
- снижение работоспособности.
Как же вести себя с ребенком-левшой?
- Конечно, надо увидеть — что он — левша, не закрывать глаза на факты. И если даже у ребёнка ведущая левая рука (а правый — глаз, ухо, или, нога) все равно переучивать не надо.
- Рассказать ребёнку о его особенности, так как ему придется пользоваться другой ручкой, карандашом и т.п. Объяснять ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже норма.
- Хвалить за небольшие успехи, помогать находить варианты эффективного восприятия материала и поощрять его творческие способности
- Не стремиться растить вундеркинда.
- Не надо противопоставлять ребёнка и его способности другим детям.
- Необходимо выделить ребёнку место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа
- Надо позаботиться, чтобы свет из окна или настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны.
- В общении нужно учитывать повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка.
Всегда важно верить в своего ребёнка и поддерживать его интересы, увлечения, добрые начинания. Ваша вера в ребёнка — как живительная сила поможет ему максимально раскрыть свои таланты и способности!