Развитие и мелкая моторика ребенка

Одна моя знакомая няня пользовалась очень большой популярностью в семьях. Благодаря ее работе, малыши начинали быстро говорить и ждали ее прихода с нетерпением. Многие мамы даже немножко ревновали ее к своим деткам. Хотите узнать ее секреты — чем она завоевывала сердца своих воспитанников? Расскажу вам не по-наслышке!

Прежде всего она наблюдала за ребенком и умела понимать — когда он нуждается в ее активном общении, а когда — хочет самостоятельности. Она не навяливала малышу свое внимание, а просто находила полезные для его развития дела рядом. Ребенок воспринимает гораздо больше, чем нам это кажется на первый взгляд. Но изюминкой ее работы было то, что она знала множество пальчиковых игр и в день по 20 — 30 раз так или иначе обращалась к развитию пальчиков. Детям очень нравится близкий контакт со взрослым — например, Вы просто смешите ребенка — это одно, или он сидит у Вас на коленях, держится за руку — и вы смеетесь вместе — это совсем другое. А пальчики малышам массировать, развивать  — сам Бог велел!
И конечно, они это чувствуют!  Ведь развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием интеллектуальных (особенно заметно — речевых) центров головного мозга ребенка. Поэтому и придумали взрослые и всевозможные конструкторы, мозаику, разборные игрушки (пирамидки, колечки и проч.), и массаж с сопровождением потешками, стихами и прибаутками. Хочу отметить, что пальчиковые игры полезны для детей почти с рождения. Посмотрите на ручку малыша — если пальчики очень крепко сжаты — надо их поглаживать,чтобы он учился их расслаблять. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Мелкую моторику развивают на протяжении всего дошкольного детства. Только с возрастом и мелкая моторика развивается, поэтому, конечно, надо подбирать такие игры, игрушки и пальчиковые гимнастики, которые развивают ребенка. Я скачала из интернета для работы массу пальчиковых игр — и с картинками, и даже целые картотеки пальчиковых игр — совершенно бесплатно и без регистрации. Так что если заинтересуетесь — препятствий нет. Здесь приведу наиболее популярные — читайте и играйте!

СОВЕТ: на первых порах лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

Сорока.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
— Сорока-белобока
— Кашку варила,
— Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
— Этому дала,
— Этому дала,
— Этому дала,
— Этому дала,
— Этому дала.

или, как вариант :

— Этому не дала:
— Ты воды не носил,
— Дров не рубил,
— Каши не варил —
— Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
— На двери висит замок.
— Кто его открыть бы мог?
— Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
— Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
— Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
— И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

— С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
— И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
— Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
— Я попробую немножко.
— Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
— Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

— Рыбки плавали, ныряли
— В чистой тепленькой воде.
— То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
— Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
— То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
— «Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
— С этим братцем щи варил.
— С этим братцем песни пел.
— С этим — в дудочку дудел.

Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
— Этот пальчик — дедушка,
— этот пальчик — бабушка,
— этот пальчик — матушка,
— этот пальчик — батюшка,
— Ну а этот пальчик — я.
— Вот и вся моя семья.

Квасим капусту
— Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
— Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
— Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
— Если я – капуста?
— Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
— Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят».
— Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
— А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
— Все перемешаем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
— В бочки набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .
— В погреб опускаем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
— Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Круговорот воды в природе.

— Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
— Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
— Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
— И в море большое-большое-большое впадает…
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
— А с моря в жару пар поднимается,
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
— К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
— Кап-кап
и т.д.

Упражнения для развития мелкой моторики рук — для более старших детей.

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет «раз-два-три»).
3. Пальчики здороваются(на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса «крадется»- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» — быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Автор: Виолетта Владимировна

Семейный и детский практический психолог, сказкотерапевт, мастер энергетических практик, мастер биолокации,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *