Развиваем внимательность и не только…

vnimanieВашему ребёнку скоро 7, он скоро пойдёт в школу. «А готов ли он?», — очень многие родители задаются этим вопросом. Что должны делать родители, а что помогает сделать детский сад при подготовке детей к обучению в школе?

Какие представления о школе формируют в детском саду?  Детям подготовительной группы хочется иметь школьную форму, портфель, школьные принадлежности, им интересно узнать что-то новое. Чтобы учёба была успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу одновременно. Если данные качества и умения не сформированы, детям бывает скучно на уроке, они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе.

Поэтому родители отвечают за формирование уважения к учителям (взрослым людям), за ответственное поведение своего ребенка.

Непроизвольным вниманием дети обладают в самом раннем возрасте: это умение реагировать на внезапный звук, свет, движение. Оно помогает ориентироваться в пространстве.

Произвольное внимание появляется, когда человек специально сосредоточивается на чём-либо. Вот тогда и включается воля, умение себя организовать. Детям это бывает трудно, поэтому, чтобы привлечь их внимание, воспитатели прибегают к стимуляции непроизвольного внимания: хлопают в ладоши, ударяют в бубен, звонят в колокольчик, приглашают в гости «сказочный персонаж». Но удержать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, не то что детям. А процесс обучения в школе требует от детей, в первую очередь, произвольного внимания, которое необходимо тренировать.

Игры, которые помогают тренировать внимание:

  • «Угадай, что изменилось?» На столе стоят игрушки или предметы. Ребёнок закрывает глаза, предмет убирают (добавляют, меняют на другой). Открыв глаза, рассказывает, что изменилось.
  • «Кто во что одет?» Ребенок закрывает глаза, и его просят описать как одеты подруги и друзья. Сколько цветов на окне? Кто привёл сегодня твоего друга в детский сад? Что в руках держала девочка, которую мы встретили?
  • «Найди отличия» Кто больше найдёт отличий при рассматривании двух картинок.
  • «Пантомимические этюды» Детям предлагается пройти так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старушка, солдат и т. д.
  • «Отражение чувств» Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» какую — нибудь фразу: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.
  • «Выполни в темноте» Играющий в течение 1-2 минут рассматривает и запоминает расположение предметов на столе. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берёт те предметы, которые называют ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание.
  • «Построй в темноте» Играющий (при помощи одной руки) строит из кубиков высокий столбик, до тех пор, пока он не развалится. Чем выше постройка, тем большее количество очков получает играющий.
  • «Дедушка Водяной» Водящий с завязанными глазами сидит на корточках в центре круга. Дети, взявшись за руки идут по круги, произнося слова: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой? Ты сиди и не молчи, пока не скажем: «раз, два, три!» Дети останавливаются, а водящий «водяной» встает и идет вытянув руки. Наткнувшись на кого-нибудь из детей он угадывает, кто это, ощупав причёску и одежду ребёнка. Если он отгадал, то водящим становится тот ребёнок.
  • «Кто увидит больше всех?» Любая репродукция картины (например: В.Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке». Можно также использовать пейзажи и натюрморты) вывешивается перед детьми. Предлагается рассказать, что на ней изображено. Плохо рассказывающие дети могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Игра продолжается, пока не будет названо всё существенное. Вариант: Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята по памяти должны рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается ещё раз.

Мы с вами стремимся к  послепроизвольному  вниманию. Такое внимание не требует волевого усилия (как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией (как непроизвольное). Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в то же время организует деятельность ребёнка, включает цепочку познавательных процессов: восприятие, мышление, память. Послепроизвольное внимание даёт интерес к происходящему, самое выгодное для детей и для взрослых: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, педагогу тоже интересно работать: можно многое успеть, многого достичь.

Человеческая психика — гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов. Воспитываем внимание — обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности — учим мыслить, понимать, иметь собственное мнение. И так — во всём.

Каждый ребёнок обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного предмета на другой, степенью активности и утомляемости.

Любое качество можно развить, только «потолок» у каждого свой, и мы, взрослые (родители и воспитатели), должны повысить уровень его интеллектуальной активности. Нельзя постоянно подавлять инициативу и волю ребёнка. Напротив, бесконтрольный ребёнок не умеет организовать своё внимание, у него нет такого опыта. Таких детей часто характеризуют в школе: «способный, но невнимательный». Чтобы дети в школе, сидя на неинтересном уроке, не испытывали муки удержания своего ускользающего внимания, необходимо постоянно тренировать произвольное внимание.

Автор: Виолетта Владимировна

Семейный и детский практический психолог, сказкотерапевт, мастер энергетических практик, мастер биолокации,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *